Иосиф Бродский: изгнанный, гениальный и непонятый

В МИРЕ 16:16 / 02.09.2025 Просмотров: 2112

Иосиф Александрович Бродский - крайне значимая фигура в мире поэзии. У литератора сложилась непростая биография — преследование, непонимание, суд и ссылка. Это подтолкнуло автора эмигрировать, после чего он получил всемирное признание.

Детство и юность

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец мальчика Александр Бродский был военным фотографом, мать Мария Вольперт — бухгалтером. В 1950-м мужчина демобилизовался и затем перешел работать фотокорреспондентом в нескольких газетах.

Детские годы мальчика совпали с войной, блокадой и голодом. В 1942-м мать с ребенком эвакуировалась в Череповец. На малую родину они вернулись спустя два года.

Бродский бросил школу, едва перейдя в 8-й класс. Он хотел финансово помочь своей семье, поэтому пошел работать на завод «Арсенал» помощником фрезеровщика. Затем Иосиф решил быть подводником — не получилось. Одно время он горел желанием стать медиком и даже поступил на работу в морг, но вскоре передумал.

За несколько лет молодой человек сменил много профессий: все это время он запойно читал стихи, философские трактаты, изучал иностранные языки и даже собирался с приятелями угнать самолет, чтобы бежать из Советского Союза. Правда, дальше замыслов дело не пошло.

Литературный путь

Иосиф рассказывал, что писать стихи начал с 18 лет, хотя есть несколько произведений, созданных в 16-17 лет. В молодости он написал «Рождественский романс», «Памятник Пушкину», «От окраины к центру» и не только. В дальнейшем на стиль Бродского оказала сильное влияние поэзия Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака.

Первое творение, которое насторожило власть Советов, создано в 1958-м. Стихотворение называлось «Пилигримы». Следом творец написал «Одиночество». Здесь сочинитель пытался переосмыслить, что с ним происходило и как выйти из сложившейся ситуации, когда газеты и журналы закрывали перед ним двери.

 

Пилигримы

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

1958 г.

 

14 февраля 1960 года Бродский впервые выступил на ленинградском «Турнире поэтов». Иосиф Александрович прочитал «Еврейское кладбище», которое вызвало нешуточный скандал в литературных и общественных кругах. Жюри под давлением вынуждено было осудить молодого литератора.

Спустя год автор познакомился с Ахматовой. Она никогда не сомневалась в таланте поэта и поддерживала его творчество, веря в успех. Самого уроженца Ленинграда стихи коллеги на тот момент не особо впечатляли, но масштаб личности советской поэтессы восхищал.

Затем в газете «Вечерний Ленинград» вышла статья «Окололитературный трутень», клеймившая Иосифа Александровича за «паразитический образ жизни». В ней же приводились цитаты из поэмы Бродского «Шествие» и других произведений. Журналисты также объединили строчки драматурга «Люби проездом родину друзей» и «Жалей проездом родину чужую» в одну: «Люблю я родину чужую».

В январе 1964-го в том же издании были опубликованы письма «возмущенных граждан», требующих наказать поэта, а 13 февраля литератора арестовали за тунеядство. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ.

Начавшаяся травля легла тяжелым бременем на Бродского. Ситуация обострилась из-за разрыва отношений с возлюбленной Мариной Басмановой. В итоге Иосиф Александрович предпринял попытку уйти из жизни, но неудачно.

Гонения продолжались вплоть до мая 1972-го, когда публицисту дали выбор — психиатрическая лечебница или эмиграция. Сочинителю уже доводилось бывать в психбольнице, и, как он говорил, она была намного страшнее тюрьмы. Драматург выбрал эмиграцию.

Перед отъездом поэт пытался оставить себе шанс на пребывание в родной стране. Иосиф Александрович отправил письмо самому Леониду Брежневу с просьбой разрешить жить в СССР хотя бы как переводчик. Но Бродского так и не услышали.

 

Жизнь в эмиграции

В июле 1972-го мастер слова переехал в США. После этого он участвовал в Международном поэтическом фестивале в Лондоне. Затем преподавал историю русской литературы и поэзии в Мичиганском, Колумбийском и Нью-Йоркском университетах.

Одновременно Бродский писал эссе и переводил на английский язык стихи Владимира Набокова. В 1986-м вышел сборник «Меньше единицы», а в следующем году Иосиф Александрович получил Нобелевскую премию в области литературы.

В период 1985–1989 годов литератор написал «Памяти отца», «Представление» и эссе «Полторы комнаты». В этих стихах и прозе — вся боль человека, которому не разрешили проводить в последний путь родителей.

Большая любовь в жизни поэта

Первой большой любовью автора стала художница Марина Басманова, с которой он познакомился в 1962-м. Они долго встречались, затем жили вместе. В 1968-м у пары родился сын Андрей, однако при переезде автора в США пассия решила остаться с ребенком в Союзе, так и не став его женой.

В 1990-м переводчик познакомился с Марией Соццани — итальянской аристократкой с русскими корнями по материнской линии. Позднее Бродский женился на ней, а через три года у них появилась дочь Анна. К сожалению, увидеть, как растет наследница, писателю было не суждено…

Бродский был заядлым курильщиком. Несмотря на четыре перенесенные операции на сердце, курить он так и не бросил. Врачи настоятельно советовали Иосифу Александровичу завязать с пагубной привычкой, на что тот ответил: «Жизнь замечательна именно потому, что гарантий нет, никаких и никогда».

Известно, что лауреат Нобелевской премии обожал котов. Он утверждал, что у этих созданий нет «ни одного некрасивого движения». На многих фото творец появлялся с грациозными животными на руках.

Смерть на чужбине

Иосиф Александрович страдал стенокардией еще до эмиграции. Состояние здоровья мастера пера было нестабильным. В 1978-м ему сделали операцию на сердце, а американская клиника направила официальное письмо в СССР с просьбой разрешить родителям Бродского выезд для ухода за сыном. Сами родители 12 раз подавали прошение, но каждый раз им отказывали.

Мать литератора умерла в 1983-м, а через год не стало и отца. Советские власти отказали ему в просьбе приехать на похороны. Смерть близких подкосила здоровье поэта.

Вечером 27 января 1996 года Бродский сложил портфель, пожелал супруге спокойной ночи и поднялся в кабинет — ему нужно было поработать перед началом весеннего семестра. Утром 28 января жена нашла его уже без признаков жизни. Медики констатировали, что причиной смерти Иосифа Александровича стала остановка сердца из-за инфаркта.

За две недели до кончины преподаватель купил себе место на кладбище в Нью-Йорке, недалеко от Бродвея. Там его и похоронили, выполнив последнюю волю диссидента, который до последнего вздоха любил свою родину. В июне 1997-го тело покойного перезахоронили в Венеции, на кладбище Сан-Микеле.

Через несколько лет на могиле Иосифа Бродского установили надгробный памятник работы художника Владимира Радунского. На обороте статуи выполнена надпись на латыни — Letum non omnia finit, что в переводе означает «Не все кончается со смертью».

«Свободный бесплатный доступ к электронной версии журнала о России и русской цивилизации «Русский мир.ru».

 

Проект осуществляется при поддержке Фонда “Русский Мир”

Подготовила: Р.Гаджиев