Культура в статусе “матери”...

ОБЩЕСТВО 18:02 / 04.12.2025 Просмотров: 14928

Мы полагаем, что ослабление роли культуры в жизни людей может превратить их в пожизненных сирот, лишенных материнской ласки, любви, успокаивающих элементов.

Только высокая культура в её широком смысле может быть источником вдохновения, удовлетворить потребность человека в положительных эмоциях и жизни в согласии и мире как с самим собой, так и с внешним миром.

Пренебрежение этим важным фактором сыграет не в пользу тех из власти, кто несёт ответственность за культуру - нашу общую надежную опору.

Сакит Мамедов:

Азербайджанский художник, создатель жанра опализма в живописи, народный художник Азербайджанской Республики (2018), профессор (2018), член Союза художников ЮНЕСКО, почетный профессор Европейской академии естественных наук, граф Ватиканской академии геральдики, действительный член Всемирной академии художеств, почетный член Императорской академии художеств России, почетный член Римской академии современного искусства, действительный член Академии «Турецкого мира».

Алиев Рафик:

Профессор, доктор философских наук(, экс-председатель Государственного Комитета по Работе с Религиозными Образованиями(2001-2006 гг), учредитель и директор Центра исламоведческих исследований «Иршад»(С 1994 г.), член Союза писателей Азербайджана, Международной Академии Профессоров за мир во всем мире, Международного Межрелигиозного Комитета, Посол Мира (1996г)

Рафик Алиев:

Дорогой Сакит муаллим, в современный период, когда в мире ведутся ужасные войны, происходят разрушительные природные катаклизмы, гибнут ни в чем неповинные дети, женщины, старики, люди остаются без крова, а мир переполняют многочисленные беды, все мы нуждаемся в положительных эмоциях, в некоем оптимизме, образно говоря, соломинке, за которую можно было бы ухватиться в наше нелегкое время. В этот трагический период истории человечества успокоительная, оптимистическая миссия художников обретает особый смысл. Конечно, в искусстве такого гениального художника, как вы, Сакит муаллим, очень важно узреть ту изюминку, которая может хотя бы на время отвлечь человека от негативов и заставить дышать плавно, позитивно, почувствовать всю прелесть отраженной на холсте силы вашего воображения, как гениального художника. В этом я вижу и одну из множеств задач художественного промысла современности. Думаю, что и вы согласитесь, что вся жизнь художника, его мысли – это его философия, неотъемлемая часть личной жизни. На вашем примере я пришел к выводу, что художник не должен удовлетворяться лишь написанием одного конкретного предмета, он должен быть разносторонним, многогранным. Ведь в противном случае художество было бы наверное простым и легким видом искусства. Каждый человек мог бы взять какой-то предмет и перенести его изображение на бумагу или холст. В моем же представлении художник должен обладать глубоким, настоящим философским мышлением. Он должен не только сам осознать главный посыл картины, которую собирается писать, но и суметь донести его до своего зрителя, вовлечь индивида в свой собственный мир, повести за собой, заставляя его войти в огромное творческое поле художника, задуматься. По задумке главного создателя, каждый художник должен быть интересен и внешне, и внутренне. Этот комплимент, Сакит бей, в ваш адрес.

Вся наша жизнь, хотим мы того или нет, связана с политикой. Политическая власть – это и есть более развитая часть общества в целом, которое, к тому же, и является создателем государства. Вертикаль власти опирается на горизонтальную часть общества, где культура, наука, религия и все, что связано с ними, создают крепкую основу, почву для власти. Власть, общество и религия, как часть общей культуры сильны только в единстве и в гармонии. Здесь наступает завершенность, говоря языком художника, картины – произведения искусства. За вот эту гармонию мы и любим ваши работы, Сакит бей. В них есть завершенность художественной мысли, проявления вашего художественного восприятия всего.

Сакит Мамедов:

Не могу не согласиться с вами, уважаемый Рафик муаллим. Могу добавить, что миссия художника заключается еще и в том, чтобы создать связь между своими единомышленниками во всем мире. К примеру, моя деятельность, помимо всего прочего, состоит еще и в том, что я приглашаю художников из разных тюркских стран и пытаюсь наладить между ними связи и контакты. Это художники из Казахстана, Узбекистана, Турции, Туркменистана. Я неоднократно выступал в качестве организатора различных выставок. К примеру, одна из очень крупных выставок была организована мной в турецком Стамбуле. Выставка прошла на очень высоком уровне, были приглашены самые крупные, известные и именитые художники из тюркоязычных стран. Подобная выставка была организована в Кыргызстане, затем в очередной раз в Турции, далее – в Узбекистане, Казахстане. В некоторых странах, например, в Кыргызстане, такие выставки были организованы несколько раз. Также недавно открылась Академия искусств тюркского мира, и я являюсь как президентом, так и председателем состава правления этой Академии. Таким вот образом художники вносят свою весомую лепту в единение народов, наций с одними историческими корнями. Это, уверяю, очень важная миссия.

Рафик Алиев:

Вы, Сакит муаллим, на примере своей деятельности очень верно и удачно, насколько я могу судить, воплощаете в жизнь эту историческую общность тюркского мира. Я склонен считать, и часто пишу об этом, что единение тюркских государств должно происходить с самых, казалось бы, элементарных, но вместе с тем, очень важных факторов, в первую очередь, с развития связей множества компонентов культуры. Ведь все в мире крутится вокруг этого важного феномена. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу.

Сакит Мамедов:

В принципе я согласен с такой постановкой вопроса. В этом единстве должны участвовать все слои населения, особенно их творческая часть. Мы с нашими тюркоязычными братьями имеем много общего. Это и язык, и культура, и религия, и морально-нравственные ценности, у нас даже гениальные личности общие. И даже древний тюркский эпос «Китаби Деде Коркут» нас объединяет. Говоря об отдельном азербайджанском художнике, мы говорим о его причастности к 10-миллионному населению Азербайджана, в то время как, говоря о тюркских художниках, мы подчеркиваем его принадлежность к 400 миллионам тюркоязычного населения мира. Нельзя не гордиться этим. Все мы тюрки, и это нас объединяет.

Я объездил очень много стран, но всегда центром моей вселенной, моего мира был и остается мой родной Азербайджан. Где бы я ни был, я смотрю на мир через свою призму. Как-то меня спросили во время одного из таких визитов: «Сакит бей, так чей же Карабах? Азербайджана или Армении?» Я ответил: «Из Карабаха вышло бесчисленное множество замечательных азербайджанских исполнителей и музыкантов, таких, как Узеир Гайджибейли, Бюльбюль. Назовите мне хотя бы одного армянского исполнителя или музыканта – выходца из Карабаха». Это значит, что Карабах – в нашей душе, крови, генах. А вот армяне не могут сказать того же о себе.

Рафик Алиев:

Знаете, Сакит муаллим, на самом деле я верю, что идею и смысл, изложенный в 300-400-страничном произведении авторов, взобравшихся на Олимп своего признания, можно поместить в одном произведении великого азербайджанского художника, гордости нашего народа. Имею ввиду именно вас..

Полагаю, одна картина может отразить спектр эмоций, равной по своей силе с целой человеческой жизнью, книгой, сборником стихотворений, как говорится, основой всех основ. Мне кажется, так думаю не я один. В моем представлении, у каждого талантливого человека есть свой Олимп. Представьте себе высокую гору. Если я и не смогу взобраться на ее вершину, то место, до которого мне удастся дойти, и есть моя вершина, мой Олимп. Каждый художник, поэт и даже политик покоряет свою собственную Вершину. Но и самые обычные на первый взгляд люди могут покорять свою часть пути. Мы порой идеализируем, обожествляем тех людей, которые покорили-таки эту гору, потому что они смогли сделать то, чего другие не смогли. Эти люди – неповторимые. У них нет даже национальной принадлежности, потому что великие люди – это достояние всего человечества. Как гении Востока до Средних веков и, естественно, периода Ренессанса в Европе, как те, кто завоевал всемирное, всенародное признание и славу. Среди них есть и наши художники, наши соотечественники. Они находятся выше Олимпа, на высоте, куда не могут дотянуться обычные люди. У них свой особый, неповторимый мир, откуда все видно во всей своей красоте и величии. Все они – выходцы из народа. Тогда почему такая периодичность? То Восток, то Запад?


Сакит Мамедов:

Я думаю, народ – это как сырье, для формирования же нации, личности требуется множество факторов. Например, как деревья, растущие в лесах, превращаются в древесину, сырье, из которого можно построить дом или соорудить паркет, или может быть, какой-либо музыкальный инструмент, так и представители того или иного народа могут стать хорошими патриотами, специалистами своего дела, приносить пользу Родине. Нация, как вы знаете, ведь мы говорили об этом не раз, отличается от народа, нация осознает себя, это гражданская, политическая общность, объединенная государством. Нация знает свою историю, литературу, религию, осознает себя. А для формирования народа в нацию нужно в первую очередь иметь сильное образование, умных учителей. Система образования должна с самого корня быть правильной, люди должны знать свою культуру, историю, понимать свои корни, осознавать, откуда они произошли и куда идут. В формировании ребенка играет важную роль и окружающая среда, потому что ребенок взаимодействует не столько с родителями и семьей, сколько с обществом, будь то в школе, университете и других общественных местах. И конечно же, в основе этого должна лежать любовь. Люди, окруженные любовью, становятся средоточием культуры и воспитания. Читать книги и просвещаться – это очень хорошо, но все-таки самому главному мы учимся у своего окружения. Помня о любви к нашей Родине, об этом прекрасном чувстве, живущем в наших сердцах, где бы мы ни находились, мы продолжаем жить и работать, представлять наш родной Азербайджан.

Любовь к Родине в первую очередь - есть ключ ко всему. Иногда говорят, что нужно бояться Аллаха или, допустим, своих родителей. Нет, не нужно бояться, надо их любить. За что любят художника? За его картины. А философа – за его мысли! Мы никогда не видели и не знали Рембрандта, или, допустим, Сократа, Платона, но мы любим их и уважаем за те произведения, мысли, которые они оставили нам в наследие. Поэтому любовь к Аллаху сначала должна отражаться в Его созданиях – людях. Самый лучший из творцов, художник, создатель – это Аллах, и самое совершенное его произведение – это человек.

Рафик Алиев:

Вы затронули очень важную сторону бытия современного человека (имею в виду и искусственный интеллект, и его производные), его место в земной жизни. Сегодня человечество переживает новое восприятие действительности. Сам он, хочет того или нет, находится, как мы полагали до сих пор, в рамках пяти основных чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Однако, уже происходит переход на более высокий уровень восприятия – понимание гармонии личности с душой (тела с разумом). В этом так называемом новоэпическом сознании происходит много изменений, доселе неизвестных нам. Как по-вашему, так ли хорошо все это? Сложность изменяемого бытия не приведет ли нас в тупик?

Сакит Мамедов:

Конечно мы вступаем в новую, доселе неизвестную нам эру. В связи с этим хочу затронуть одну важную тему. Как мы знаем, ребенок – это плод как матери, так и отца. В нем есть что-то от каждого родителя. Разумеется, и от Всевышнего - душа. От матери ребенок берет плоть, кровь, все это после смерти человека смешивается с почвой, уходит туда, откуда пришло. А то, что человек получает от отца, не смешивается с почвой. От отца человек получает скелет, кости, и даже если пройдут тысячи лет, кости не смешиваются с землей. Мать вскармливает дитя, отдает ему все, что имеет сама, полезные вещества своего организма, свою кровь, молоко. Все, что она получила сама от земли, она отдает своему дитя. А от отца дитя получает основу, фундамент – свой скелет, а также мышление, логику. Миллионы лет лежат в земле кости динозавров. Примечательно, что во время формирования ребенка в чреве матери раньше всех других чувств формируется слух, уже на третьем месяце уши ребенка полностью сформированы. Именно поэтому нужно внимательно думать, что говоришь возле беременной женщины. Ребенок ощущает и слышит любовь родителей к нему. Уже там он ощущает, желанный он ребенок или нет, любят ли его родители или нет. Это остается с ним на всю последующую жизнь. Порой случается, что ребенок, уже вступая в подростковый возраст, вдруг по неизвестной причине начинает испытывать ненависть к одному из родителей. При глубоком анализе выясняется, что во время формирования этого ребенка в утробе матери этот родитель позволил себе высказаться в пользу абортирования плода либо выражал недовольство по поводу его будущего рождения на свет. Эта информация тут же записалась в подкорке у ребенка, и ее уже ничем не вытравишь. Именно поэтому я еще раз подчеркиваю важность любви. Нужно относиться с любовью ко всем и всему, что тебя окружает, и к своей работе, и к людям. Но все-таки ход истории во многом определяются не людьми, а тем единственным в своем роде художником по имени Бог – создатель.

P.S. Дорогие читатели, мы предали гласности состоявшуюся между нами дружескую беседу. Надеемся, что вы одобрите такую форму контакта с читателями нашей уважаемого и за пределами нашей страны журнала "УТРО". Желаем всем вам удачи и мира с самими собой и общей для всего человечества ВСЕЛЕННОЙ.